Отсутствие у родителей необходимых средств или занятость на работе не освобождает их от ответственности за неисполнение обязанностей по воспитанию и содержанию несовершеннолетних детей.
Законным представителем несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, могут быть: - опекуны и (или) попечители, - руководители организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (образовательные и медицинские организации, а также оказывающие социальные услуги), - должностные лица органов опеки и попечительства, если несовершеннолетний не устроен под опеку (попечительство) или в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Так, в соответствии со ст.ст. 31,35 ГК РФ исполнение обязанностей опекуна или попечителя возлагается на орган опеки и попечительства (если лицу, нуждающемуся в опеке или попечительстве, в течение месяца не назначен опекун или попечитель). На основании ст. 34 ГК РФ органом опеки и попечительства является орган местного самоуправления, который для осуществления функций, возложенных на него законодательством, образует в своем составе необходимые структурные подразделения (управления, отделы). Компетенция конкретных должностных лиц, включая возложение на них обязанностей по обеспечению содержания, воспитания, обучения, защиты прав и интересов несовершеннолетних, которым в месячный срок не назначен опекун или попечитель, должна определяться положениями о соответствующих подразделениях и другими правовыми актами органов местного самоуправления, регламентирующими полномочия и ответственность должностных лиц. Компетенция руководителей организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых воспитываются несовершеннолетние, подтверждается уставом организации либо должностной инструкцией руководителя, а также приказом о назначении на должность. Основанием для привлечения к административной ответственности по данной статье является действие (бездействие) лица, выражающееся в неисполнении или ненадлежащем исполнении им обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и законных интересов несовершеннолетних, совершенное умышленно или по неосторожности. По смыслу данной статьи к ответственности могут быть привлечены родители, возложившие обязанности по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов своих детей на бабушек, дедушек или иных близких родственников, или должностные лица администраций детских учреждений и органов опеки и попечительства, допустившие совместное проживание детей с родителями, лишенными родительских прав, бывшими опекунами попечителями), или их самостоятельное проживание. В соответствии со ст. 28.3 КРФ об АП протоколы об административном правонарушении, предусмотренном данной статьей вправе составлять не только сотрудники органов внутренних дел, но и члены комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения, либо, если необходимо дополнительное выяснение обстоятельств - в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения (ст. 28.5 КРФ об АП). Протоколы об административных правонарушениях рассматриваются комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту жительства лица, в отношении которого составлен протокол. Срок направления протокола об административном правонарушении на рассмотрение, согласно ст. 28.8 КРФ об АП составляет трое суток с момента составления протокола. Во исполнение Областного закона от 16.12.2009 № 346-ЗС «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию», обращаем Ваше внимание: В целях недопущения трагедий и несчастных случаев, административных правонарушений по ч.1 ст. 5. 35 КоАП РФ не допускайте нахождение детей в ночное время без своего сопровождения! Н.В.Пащенко, ведущий специалист – ответственный секретарь КпДН и ЗП при Администрации района