Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
 

Ответственность родителей за нахождение несовершеннолетних без сопровождения законных представителей в ночное время

30 августа 2017 г.
Уважаемые родители!   Областным законом от 21.07.2016 № 560-ЗС внесены изменения в Областной закон от 25.10.2002 №273-ЗС «Об административных правонарушениях», в сфере мер, принимаемых по недопущению нахождения детей в местах, нахождение в которых может причинить вред их здоровью, физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию»[1]. Основным отличием данных изменений явилось то, что была упразднена административная ответственность родителей (лиц, их заменяющих) за нахождение детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) в определенных областным законом местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, либо нахождения детей (лиц, не достигших возраста 16 лет) в ночное время без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, в общественных местах, определенных областным законом (ч.4 ст. 2.5. Областного закона № 273-ЗС). Вместе с тем, практика работы  комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав Ростовской области  свидетельствует о том, что препятствие нахождению несовершеннолетних в общественных местах, пребывание в которых может причинить вред здоровью детей и их развитию, являются мерами по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, что является обязанностью родителей, возложенной на них федеральным законодателем (ст. 63 Семейного кодекса РФ, ст. 14.1 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»). Соответственно факт допущения родителями нахождения несовершеннолетнего в общественном месте в ночное время, может свидетельствовать о невыполнении этих обязанностей и образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.35 КРФ об АП. Указанное соответствует позиции, высказанной Верховным судом Российской Федерации. Таким образом, в случае выявления несовершеннолетних, находящихся в местах, нахождение в которых запрещено ст. 1, 3 Областного закона от 16.12.2009 № 346-ЗС «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию», будет  рассматриваться вопрос о наличии в действиях родителей (законных представителей) несовершеннолетних состава правонарушения, предусмотренного указанной статьей КРФ об АП,и приняты  меры по  сбору материалов для возбуждения дел об административных правонарушениях в отношении родителей или законных представителей несовершеннолетних за ненадлежащее исполнение обязанностей по их содержанию и воспитанию, выразившееся в нахождении несовершеннолетних в ночное время в общественных местах без сопровождения родителей или законных представителей. Следует помнить, что законная обязанность родителей и иных законных представителей несовершеннолетних – воспитывать и содержать, своих детей, то есть обеспечивать потребности ребенка в питании, одежде, предметах досуга, в отдыхе, лечении и т. п. Закон не предусматривает каких-либо специальных условий для возникновения обязанности по содержанию детей (например, наличие у родителей необходимых средств, трудоспособность и дееспособность родителей и др.). Порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно. Аналогичным образом законодательство предоставляет родителям возможность самостоятельно выбирать способы воспитания детей, обязывая их заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Ограничение способов воспитания касается пренебрежительного, жестокого, грубого, унижающего человеческое достоинство обращения, оскорбления и эксплуатации детей. Развод и раздельное проживание родителей не освобождают ни одного из них от выполнения родительских обязанностей. Оба родителя в равной степени обязаны заботиться о воспитании и содержании своих детей.

Отсутствие у родителей необходимых средств или занятость на работе не освобождает их от ответственности за неисполнение обязанностей по воспитанию и содержанию несовершеннолетних детей.

Законным представителем несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, могут быть: -      опекуны и (или) попечители, -      руководители организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (образовательные и медицинские организации, а также оказывающие социальные услуги), -      должностные лица органов опеки и попечительства, если несовершеннолетний не устроен под опеку (попечительство) или в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Так, в соответствии со ст.ст. 31,35 ГК РФ исполнение обязанностей опекуна или попечителя возлагается на орган опеки и попечительства (если лицу, нуждающемуся в опеке или попечительстве, в течение месяца не назначен опекун или попечитель). На основании ст. 34 ГК РФ органом опеки и попечительства является орган местного самоуправления, который для осуществления функций, возложенных на него законодательством, образует в своем составе необходимые структурные подразделения (управления, отделы). Компетенция конкретных должностных лиц, включая возложение на них обязанностей по обеспечению содержания, воспитания, обучения, защиты прав и интересов несовершеннолетних, которым в месячный срок не назначен опекун или попечитель, должна определяться положениями о соответствующих подразделениях и другими правовыми актами органов местного самоуправления, регламентирующими полномочия и ответственность должностных лиц. Компетенция руководителей организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых воспитываются несовершеннолетние, подтверждается уставом организации либо должностной инструкцией руководителя, а также приказом о назначении на должность. Основанием для привлечения к административной ответственности по данной статье является действие (бездействие) лица, выражающееся в неисполнении или ненадлежащем исполнении им обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и законных интересов несовершеннолетних, совершенное умышленно или по неосторожности. По смыслу данной статьи к ответственности могут быть привлечены родители, возложившие обязанности по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов своих детей на бабушек, дедушек или иных близких родственников, или должностные лица администраций детских учреждений и органов опеки и попечительства, допустившие совместное проживание детей с родителями, лишенными родительских прав, бывшими опекунами попечителями), или их самостоятельное проживание. В соответствии со ст. 28.3 КРФ об АП протоколы об административном правонарушении, предусмотренном данной статьей вправе составлять не только сотрудники органов внутренних дел, но и члены  комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения, либо, если необходимо дополнительное выяснение обстоятельств - в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения (ст. 28.5 КРФ об АП). Протоколы об административных правонарушениях рассматриваются комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту жительства лица, в отношении которого составлен протокол. Срок направления протокола об административном правонарушении на рассмотрение, согласно ст. 28.8 КРФ об АП составляет трое суток с момента составления протокола. Во исполнение Областного закона от 16.12.2009 № 346-ЗС «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию», обращаем Ваше внимание: В целях недопущения трагедий и несчастных случаев, административных правонарушений по ч.1 ст. 5. 35 КоАП РФ не допускайте нахождение детей в ночное время без своего сопровождения!     Н.В.Пащенко, ведущий специалист – ответственный секретарь КпДН и ЗП при Администрации района