Тема: Лепка из теста. Праздничный фигурный пряник.
Тип урока: Объяснение нового материала.
Форма работы: групповая
Цель: формирование умений работы с тестом как поделочным материалом.
Задачи урока:
Образовательная
- Расширить представления детей о народной культуре и её отражении в бытовой среде в процессе усвоения данного вида творчества (тестопластики);
- Научить проектировать картины из праздничных пряников с учётом основных принципов дизайна.
Развивающая
– Создать условия для развития умения работать в группе и совершенствования учебного труда.
Воспитательная
- Создать условия для формирования интереса к культурным традициям своего народа.
Оборудование для учащихся: клеёнки, цветное солёное тесто, стеки, салфетки, шаблоны, бисер, пуговицы, фольга, клей ПВА; для учителя: мультимедио, классная доска, дидактический материал.
Ход урока
Организационный момент. Психологический настрой на урок
1. Здравствуйте.ребята!
- Меня зовут Татьяна Михайловна. Сегодня я проведу у вас урок технологии.
- Я улыбнулась вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте: как хорошо, что мы сегодня с вами вместе. Глубоко вдохните в себя свежесть сегодняшнего дня и выдохните обиду и злость. Я желаю вам хорошего настроения и удачи в работе.
II. Погружение в проект.
1. Проблемное введение в тему.
- Ребята, вспомните, какие изделия вы уже изготавливали на уроках технологии ? -Какие материалы для этого использовали? (бумага, пряжа, пластилин, природный материал).
- Сегодня мы с вами познакомимся с новым поделочным материалом
Учитель выставляет муку, воду.
- Назовите эти продукты? (мука, вода)
- Что получится при их смешивании? (тесто) – достаёт тесто
-Ребята, а что делают из теста? (пекут хлеб, пироги, печенье и т.д) Слайд №1
- Русские люди издавна отметили пластические свойства теста и лепили из него самые разные фигурки (слайд2
-О каком угощении я сейчас говорю? Слайд 3
Русские, сладкие, мятные,
К чаю ароматному
Угощенье знатное
-Что это такое?
2. Постановка проблемы.
Из всего сказанного вы можете предположить, чем мы будем заниматься на уроке? (Ответы детей)
- Правильно. Тема нашего урока: «Лепка из теста. Праздничный фигурный пряник»
- Слайд№4 - Тема
- Какие цели мы поставим перед собой?
Слайд№5 – цели
1. Узнать, какие бывают виды пряников.
2. Научиться лепить из теста праздничные пряники .
3.Создавать из них картины.
3. Изложение учебного материала.
- Ребята, что такое пряник? Как его использовали? (ответы детей) учитель выставляет на доску слово «лакомство»
Что означает это слово? В словаре есть объяснение слова
Лакомство это-- то сладкое, сласть.
- На Руси пряники были обязательным угощением на праздничных застольях.
-Поэтому , как вы думаете , каким должен быть праздничный пряник? (нарядным, ярким, красиво украшенным) Слайд №6
- Но пряники были не только любимым лакомством. Они имели совсем неожиданное применение: они были предметами игры.
- - Когда главным символом рождества стала ёлка, бедные люди стали изготавливать из хлебного теста рождественские украшения, сувениры.
-В тесто стали добавлять большое количество соли.
-Как вы думаете, для чего? (Чтобы поделки надолго сохранились.Соль защищает изделия от грызунов и вредных насекомых.)
-И такие фигурки на Руси стали называть «мукосольки». Учитель выставляет на доску слово « мукосольки»
Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме, - символ богатства и благополучия в семье. И хлеб с солью всегда будут на столе. Также считали ,что пряники находящиеся в доме ,охраняют его от злых духов.
-- Современные мастера усовершенствовали технику лепки и стали создавать из теста картины.. Слайд № 7 Вернисаж из картин
Учитель выставляет на стол картины из солёного теста.
Искусство лепки из соленого теста называют тестопластикой.
Учитель выставляет на доску слово «тестопластика
- III. Постановка творческого задания.
1. Создание творческих групп. - Наши пряники тоже будут из соленого теста и есть их, конечно, будет нельзя. Тогда как их можно использовать? (подарить, поиграть)
-- Настоящие Мастера готовили пряники по – разному:
1. печатали с резных досок,
_Как вы думаете будут называться такие пряники?
2. лепили, как игрушки
А эти пряники как будут называться?
3. вырезали с помощью специальных форм
-Значит они будут называться? Слайд №8 – Виды пряников
- Сейчас наш класс превращается в мастерские, а вы, ребята - в мастеров – пряничников, которые покажут нам своё творчество и умение.
- Договоритесь, кто из вас будет главным мастером. Главный мастер будет контролировать работу всех мастеров пряничного дела и подведёт итог совместной работы.
- Вспомните правила работы в группе. (помогать друг другу)
3. Инструктаж деятельности.
А теперь приступаем к работе в группах.
1.В каждой мастерской на столе лежат конверты. Возьмите жёлтые конверты, достаньте рисунки разрезанные на части. Сложите их .
-Какой формы пряники у вас получились? Первая мастерская, Вторая? Третья?
2.Форму пряников вы узнали. Что ещё необходимо знать для изготовления пряника?( Как его сделать)
На экране я перепутала этапы работы с пряником. Помогите мне справиться с этой работой и поставить их в нужном порядке.
-Дети называют этапы в нужном порядке.
На экране появились этапы работы в правильной последовательности.
1. Разомнём тесто.
2. Раскатаем тесто.
3. Приложим трафарет.
4. Вырежем пряник.
5. Украсим пряник.
- Кто догадался, какой вид пряника вы будете изготавливать? (вырезной) Слайд – виды.
- Какой инструмент нам потребуется для вырезания пряника? (стека)
-Во время работы помните о правилах безопасной работы со стекой.
ФИЗМИНУТКА
IX. Осуществление деятельности. Самостоятельная работа учащихся.
1. Изготовление пряника.
-Приступим к работе.
Посмотрите, с каким красивым тестом мы будем работать!
1. Возьмите понравившийся вам кусочек и разомните. Почувствуйте, какое тесто мягкое, эластичное.
2. – «Раскатаем тесто в лепёшку».
- Для этого положите кусочек теста на фольгу и слегка придавите ладошкой. Старайтесь, чтобы толщина лепёшки была равномерной.
3. – «Приложите трафарет».
А трафареты находятся в красных конвертах. Приложите шаблон к лепёшке, не вдавливая его в тесто.
4. - «Вырежем пряник, используя стеку.»
- Пряники вырезали, что дальше? (будем украшать)
5.- Украшать будем бисером и пуговицами. Ребята помните о правилах безопасности в работе с этим материалом.
- Каждый из вас должен придумать свой узор для пряника.
- А для хорошего настроения украшать будем под русскую народную мелодию.
- Какие красивые пряники у вас получились!
Что ещё не сделали? Слайд – цели. (не создали картины)
2. Создание картин.
- Давайте создадим из них картины
Первая мастерская – Отпустите пряничных рыбок в море
Вторая мастерская – Чтобы ваши цветы не завяли, заполните ими корзину
Третья мастерская - Чтобы ваши звёзды сверкали ярче, расположите их на ночном небе.
- Для этого аккуратно снимите фольгу с пряника. Смажьте место на заготовке клеем и приложите пряник.
- У каждого произведения искусства есть своё название. Придумайте и вы самое оригинальное название своей картине и оцените свою работу в мастерскойпо плану-шпаргалке.
Представления детей:
1.Творение нашей мастерскойназвали_______________________
Мы считаем, что нам удалось_________________________________
Сегодня мы узнали
2._Наша картина называется _________________________________
Мы сегодня научились____________________________________
Нам было интересно_______________________________________
3.Мы представляем работу нашей творческой мастерской _____________________________(название)
Теперь мы можем___________________________________________
Больше всего нам понравилось_______________________________
-первый мастер, второй - , третий -
V. Презентация.
1. Представление работ.
- Оказывается, вы тоже можете быть художниками и мастерами, и создавать вот такую красоту. Но этому, конечно, нужно учиться.
2. Самооценка деятельности
-
Оцените свою работу на уроке сами. Кто считает, что сегодня хорошо поработал, узнал много нового, вылепил красивый пряник – ВСТАНЬТЕ. - Посмотрите на правую ладонь и мысленно положите на неё те знания и умения, с которыми вы пришли на урок; на левую – те, что получили на уроке. Хлопком объедините эти знания. Скажите «Спасибо» себе и окружающим за работу на уроке.
- Ребята, вы сегодня все потрудились отлично. Этому способствовала ваша дружная и слаженная работа в мастерских.
Мне было интересно с вами работать. Всем спасибо. Урок окончен. До свидания.