Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
 

Урок технологии в 4 классе (УМК«Гармония») Учитель:Цветашова Т.М.

16 января 2014 г.

Тема: Лепка из теста. Праздничный фигурный пряник.

Тип урока: Объяснение нового материала.

Форма работы: групповая

Цель: формирование умений работы с тестом как поделочным материалом.

Задачи урока:

Образовательная

- Расширить представления детей о народной культуре и её отражении в бытовой среде в процессе усвоения данного вида творчества (тестопластики);

- Научить проектировать картины из праздничных пряников с учётом основных принципов дизайна.

Развивающая

– Создать условия для развития умения работать в группе и совершенствования учебного труда.

Воспитательная

- Создать условия для формирования интереса к культурным традициям своего народа.

Оборудование для учащихся: клеёнки, цветное солёное тесто, стеки, салфетки, шаблоны, бисер, пуговицы, фольга, клей ПВА; для учителя: мультимедио, классная доска, дидактический материал.

Ход урока

Организационный момент. Психологический настрой на урок

1. Здравствуйте.ребята!

- Меня зовут Татьяна Михайловна. Сегодня я проведу у вас урок технологии.

- Я улыбнулась вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте: как хорошо, что мы сегодня с вами вместе. Глубоко вдохните в себя свежесть сегодняшнего дня и выдохните обиду и злость. Я желаю вам хорошего настроения и удачи в работе.

II. Погружение в проект.

1. Проблемное введение в тему.

- Ребята, вспомните, какие изделия вы уже изготавливали на уроках технологии ? -Какие материалы для этого использовали? (бумага, пряжа, пластилин, природный материал).

- Сегодня мы с вами познакомимся с новым поделочным материалом

Учитель выставляет муку, воду.

- Назовите эти продукты? (мука, вода)

- Что получится при их смешивании? (тесто) – достаёт тесто

-Ребята, а что делают из теста? (пекут хлеб, пироги, печенье и т.д) Слайд №1

- Русские люди издавна отметили пластические свойства теста и лепили из него самые разные фигурки (слайд2

-О каком угощении я сейчас говорю? Слайд 3

Русские, сладкие, мятные,

К чаю ароматному

Угощенье знатное

-Что это такое?

2. Постановка проблемы.

Из всего сказанного вы можете предположить, чем мы будем заниматься на уроке? (Ответы детей)

- Правильно. Тема нашего урока: «Лепка из теста. Праздничный фигурный пряник»

- Слайд№4 - Тема

- Какие цели мы поставим перед собой?

Слайд№5 – цели

1. Узнать, какие бывают виды пряников.

2. Научиться лепить из теста праздничные пряники .

3.Создавать из них картины.

3. Изложение учебного материала.

- Ребята, что такое пряник? Как его использовали? (ответы детей) учитель выставляет на доску слово «лакомство»

Что означает это слово? В словаре есть объяснение слова

Лакомство это-- то сладкое, сласть.

- На Руси пряники были обязательным угощением на праздничных застольях.

-Поэтому , как вы думаете , каким должен быть праздничный пряник? (нарядным, ярким, красиво украшенным) Слайд №6

- Но пряники были не только любимым лакомством. Они имели совсем неожиданное применение: они были предметами игры.

- - Когда главным символом рождества стала ёлка, бедные люди стали изготавливать из хлебного теста рождественские украшения, сувениры.

-В тесто стали добавлять большое количество соли.

-Как вы думаете, для чего? (Чтобы поделки надолго сохранились.Соль защищает изделия от грызунов и вредных насекомых.)

-И такие фигурки на Руси стали называть «мукосольки». Учитель выставляет на доску слово « мукосольки»

Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме, - символ богатства и благополучия в семье. И хлеб с солью всегда будут на столе. Также считали ,что пряники находящиеся в доме ,охраняют его от злых духов.

-- Современные мастера усовершенствовали технику лепки и стали создавать из теста картины.. Слайд № 7 Вернисаж из картин

Учитель выставляет на стол картины из солёного теста.

Искусство лепки из соленого теста называют тестопластикой.

Учитель выставляет на доску слово «тестопластика

- III. Постановка творческого задания.

1. Создание творческих групп. - Наши пряники тоже будут из соленого теста и есть их, конечно, будет нельзя. Тогда как их можно использовать? (подарить, поиграть)

-- Настоящие Мастера готовили пряники по – разному:

1. печатали с резных досок,

_Как вы думаете будут называться такие пряники?

2. лепили, как игрушки

А эти пряники как будут называться?

3. вырезали с помощью специальных форм

-Значит они будут называться? Слайд №8 – Виды пряников

- Сейчас наш класс превращается в мастерские, а вы, ребята - в мастеров – пряничников, которые покажут нам своё творчество и умение.

- Договоритесь, кто из вас будет главным мастером. Главный мастер будет контролировать работу всех мастеров пряничного дела и подведёт итог совместной работы.

- Вспомните правила работы в группе. (помогать друг другу)

3. Инструктаж деятельности.

А теперь приступаем к работе в группах.

1.В каждой мастерской на столе лежат конверты. Возьмите жёлтые конверты, достаньте рисунки разрезанные на части. Сложите их .

-Какой формы пряники у вас получились? Первая мастерская, Вторая? Третья?

2.Форму пряников вы узнали. Что ещё необходимо знать для изготовления пряника?( Как его сделать)

На экране я перепутала этапы работы с пряником. Помогите мне справиться с этой работой и поставить их в нужном порядке.

-Дети называют этапы в нужном порядке.

На экране появились этапы работы в правильной последовательности.

1. Разомнём тесто.

2. Раскатаем тесто.

3. Приложим трафарет.

4. Вырежем пряник.

5. Украсим пряник.

- Кто догадался, какой вид пряника вы будете изготавливать? (вырезной) Слайд – виды.

- Какой инструмент нам потребуется для вырезания пряника? (стека)

-Во время работы помните о правилах безопасной работы со стекой.

ФИЗМИНУТКА

IX. Осуществление деятельности. Самостоятельная работа учащихся.

1. Изготовление пряника.

-Приступим к работе.

Посмотрите, с каким красивым тестом мы будем работать!

1. Возьмите понравившийся вам кусочек и разомните. Почувствуйте, какое тесто мягкое, эластичное.

2. – «Раскатаем тесто в лепёшку».

- Для этого положите кусочек теста на фольгу и слегка придавите ладошкой. Старайтесь, чтобы толщина лепёшки была равномерной.

3. – «Приложите трафарет».

А трафареты находятся в красных конвертах. Приложите шаблон к лепёшке, не вдавливая его в тесто.

4. - «Вырежем пряник, используя стеку.»

- Пряники вырезали, что дальше? (будем украшать)

5.- Украшать будем бисером и пуговицами. Ребята помните о правилах безопасности в работе с этим материалом.

- Каждый из вас должен придумать свой узор для пряника.

- А для хорошего настроения украшать будем под русскую народную мелодию.

- Какие красивые пряники у вас получились!

Что ещё не сделали? Слайд – цели. (не создали картины)

2. Создание картин.

- Давайте создадим из них картины

Первая мастерская – Отпустите пряничных рыбок в море

Вторая мастерская – Чтобы ваши цветы не завяли, заполните ими корзину

Третья мастерская - Чтобы ваши звёзды сверкали ярче, расположите их на ночном небе.

- Для этого аккуратно снимите фольгу с пряника. Смажьте место на заготовке клеем и приложите пряник.

- У каждого произведения искусства есть своё название. Придумайте и вы самое оригинальное название своей картине и оцените свою работу в мастерскойпо плану-шпаргалке.

Представления детей:

1.Творение нашей мастерскойназвали_______________________

Мы считаем, что нам удалось_________________________________

Сегодня мы узнали

2._Наша картина называется _________________________________

Мы сегодня научились____________________________________

Нам было интересно_______________________________________

3.Мы представляем работу нашей творческой мастерской _____________________________(название)

Теперь мы можем___________________________________________

Больше всего нам понравилось_______________________________

-первый мастер, второй - , третий -

V. Презентация.

1. Представление работ.

- Оказывается, вы тоже можете быть художниками и мастерами, и создавать вот такую красоту. Но этому, конечно, нужно учиться.

2. Самооценка деятельности

- Оцените свою работу на уроке сами. Кто считает, что сегодня хорошо поработал, узнал много нового, вылепил красивый пряник – ВСТАНЬТЕ.

- Посмотрите на правую ладонь и мысленно положите на неё те знания и умения, с которыми вы пришли на урок; на левую – те, что получили на уроке. Хлопком объедините эти знания. Скажите «Спасибо» себе и окружающим за работу на уроке.

- Ребята, вы сегодня все потрудились отлично. Этому способствовала ваша дружная и слаженная работа в мастерских.

Мне было интересно с вами работать. Всем спасибо. Урок окончен. До свидания.