Отчёт о работе по реализации примерного перечня мероприятий регионального (казачьего) компонента
в МБОУ Заветинской СОШ № 2
за 2022 год
С возрождением казачества России, его исторических и культурных традиций закономерно встал вопрос о работе с молодежью, в том числе и в регионах традиционного проживания казачества. Обращаясь к истории своей страны, своего народа, подросток, молодой человек начинает понимать величие своей Родины, в нем растет потребность стать творцом, гражданином России.
Являясь составной частью общего воспитания подрастающего поколения, система патриотического воспитания выполняет, прежде всего, функцию формирования личности, обладающей высокой идейной убежденностью, сознательностью и социальной активностью.
В течение 2022 года продолжается работа по внедрению казачьего компонента в МБОУ Заветинской СОШ № 2, целенаправленно идет работа по решению следующих задач:
- формирование у школьников познавательного интереса к истории и традициям казачества, стремление у детей сохранять и приумножать культурное наследие своей станицы и края;
- совершенствование физического и психологического здоровья обучающихся,
- изучение православных традиций;
- приобщение обучающихся к научно-исследовательской работе, воспитанию бережного отношения к историко-культурному наследию малой Родины, формированию духовно-нравственных ценностей.
Дети были вовлечены в массовые мероприятия. Традиционные Масленичные гуляния для 1-4 классов были организованы и проведены в марте месяце. Обучающиеся начальной школы принимают активное участие в жизни школы. И на масленичной недели проводилась масса внеклассных мероприятий, связанных с региональным компонентом, с темой казачества. Ребята знакомились с культурой, бытом, прикладным искусством своих предков, пробовали себя в творчестве, мастерили поделки, разучивали казачьи игры и песни, соревновались в спорте.
Одним из мероприятий, которое увлекло обучающихся 1-11 классов в апреле месяце в интересный и красивый мир истории, культуры, самобытности казачьих традиций Донского края, стал единый классный час на тему: «Самобытная культура Донского края».
Для подготовки этого мероприятия использованы следующие направления:
- иллюстрирование национальных костюмов казака и казачки;
- изготовление макета «Казачий городок»
В рамках проведения мероприятия широко использовались организационно-деятельностные игры, викторины, конкурсы. Такие формы работы не только оживляют уроки, но и позволяют формировать базовые компетенции обучающихся.
Мероприятие в рамках Всемирного дня Здоровья «В здоровом теле – здоровый дух» также прошли 7 апреля. В нашей школе День здоровья начался с общешкольной зарядки «Хорошее настроение - залог здоровья» и проведения классных часов «Здоровье — стиль жизни», «Дорога к здоровью», «Единственная красота, которую я знаю, — это здоровье». Классные часы помогли ученикам узнать о принципах и правилах здорового образа жизни, показали, как эти знания применить в повседневности. Затем День Здоровья продолжился в форме спортивных игр, эстафет, соревнований по волейболу в спортивном зале школы. Обучающиеся просмотрели «Антинаркотический марафон». В результате просмотра ученики закрепили правила о мерах профилактики заболеваний. Хотелось бы отметить, что кроме оздоровительного эффекта, для 6 классов была организована и проведена квест-игра по станциям «Вперёд, к здоровому образу жизни!».
8 апреля прошла Экологическая акция «Пробудись Донская земля ото сна». Весенний общешкольный экологический субботник, в котором приняли участие обучающиеся 5-11 классов, включая классных руководителей и учителей. Взяв все самое необходимое, ученики, вместе с учителями дружно вышли на борьбу с беспорядком. Совместными усилиями школьная территория преобразилась, посвежела. Субботники учат детей элементарным трудовым навыкам, дисциплинирует их. Они положительным образом влияют на детей, заставляют задуматься о необходимости соблюдения порядка. Субботник в нашей школе – это не только мероприятие по облагораживанию и очистке территории, это еще и прекрасная возможность сделать коллектив еще более дружным и сплоченным. В рамках акции обучающиеся нашей школы также высадили деревья в память о погибших героях Великой Отечественной войны и солдат, защищающих честь и достоинство своей Родины. Акция проводится с целью формирования у подрастающего поколения исторической памяти о победе народов Донского края, отстоявших в Великой Отечественной войне мир перед лицом нацизма и насилия.
Для формирование у молодёжи высокого патриотического сознания идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите. Для решения этих задач проводятся конкурсы стихов на военно-патриотическую тематику, конкурсы рисунков «На страже Родины», смотры строя и песни «Парад войск», приуроченные к 77-й годовщине Великой Победы.
Детско-юношеский патриотический сборник «Живу на Дону» состоящий из 3 томов: «Книга юного казака», «Книга юного патриота» и «Книга юного пограничника» используется нами на классных часах, где рассказывается о традициях казачества и православия, особенностях охраны границ, помогает узнать обучающимся о событиях Великой Отечественной войны на территории Дона.
На собственном опыте мы убедились, что использование содержания национально – регионального компонента в воспитательной работе способствует стимулированию интереса школьников к изучению истории казачества.
Патриотическое и нравственное воспитание всегда рассматривается как фактор консолидации всего общества. Является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны. Её государственной целостности и безопасности. Это и является одной из главных задач реализации мероприятий и в воспитательной системе школы.