Определение с будущей профессией — это важный и ответственный шаг в жизни каждого подростка. В современном мире, где выбор профессий огромен и порой сложно сориентироваться, необходимо уделить внимание интересам, талантам и личным целям ребенка. Как родителям и педагогам помочь детям найти свою «призвание»? Какие шаги предпринять, чтобы сделать этот процесс более осознанным и менее тревожным?
Хорошим помощником может стать федеральный проект профориентации «Билет в будущее». Он позволяет школьникам посещать работодателей и общаться с профессионалами. Когда видишь все своими глазами, проще понять, твое или нет. А заодно можно узнать из первых рук, как попадают в профессию, какие есть траектории внутри нее, возможности роста. У школ есть квота на такие поездки, уточняйте у классного руководителя.
Федеральный проект «Билет в будущее» запустили в 2018 году в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».
Цель — сформировать у учащихся средней и старшей школы навыки по осознанному выбору будущей профессии. Проект «Билет в будущее» направлен на профессиональную ориентацию учеников 6–11-х классов.
В 2019 году к проекту присоединилась Ростовская область.
На сегодняшний день в Ростовской области продолжается реализация единой модели профориентации - «Билет в будущее», которая нацелена на помощь школьникам в выборе профессионального пути. Проект предоставляет учащимся возможность получить практические навыки и познакомиться с различными профессиями через профдиагностики, профмероприятия и занятия «Россия-мои горизонты».
В 2024-2025 учебном году в МБОУ Заветинской СОШ № 2 принимают участие 7 классов, 113 школьников. «Билет в будущее» также включает в себя использование цифровых платформ, где ребята могут проходить диагностики на определение склонностей и интересов, а также изучать информацию о профессиях. Уже 79 учеников прошли основные профдиагностики: «мои интересы» и «мои ориентиры».
Наша школа активно сотрудничают с предприятиями и организациями, чтобы создать для детей реальные условия для осознания своих интересов и талантов. Уже 113 школьников приняли участие в профориентационных мероприятиях – «Технолог продуктов питания», Всероссийский классный час «Профессионалист ты в хорошей компании», «Мастер животноводства», «Учитель математики», «Техник строительства и эксплуатации автомобильных дорог», «Специалист по неразрушающему контролю», которые позволяют школьникам непосредственно общаться с представителями профессий и получать ценные советы и представления по выбору будущей специальности.
Педагоги-навигаторы провели 7 уроков «Россия-мои горизонты» по темам: «Моя Россия – мои горизонты, мои достижения», «Открой своё будущее», «Познаю себя», «Россия аграрная: растениеводство, садоводство», «Россия индустриальная: атомная промышленность», «Практико-ориентированное занятие», «Россия аграрная: пищевая промышленность и общественное питание».
Единая модель профориентации направлена на то, чтобы подростки могли сделать более осознанный выбор будущей профессии, что, в свою очередь, положительно скажется на качестве профессионального образования и подготовленных кадров в регионе. Впереди еще много активностей, профориентационных мероприятий, которые продолжают реализовываться дорожной картой Ростовской области.
Савченко Павел. 10 класс
В рамках проекта «Билет в будущее» я прошел профориентационное тестирование, познакомился с различными профессиями, изучил необходимые качества для специалистов разных профессий. Спасибо организаторам проекта. Я считаю, что этот сыграет решающую роль в выборе моей профессии!»
Отзыв родителя ученицы 9 класса Киричковой А.
"Проект "Билет в будущее" - прекрасная возможность познакомиться с увлекательным миром профессий. Участвуя в нем, ребенок имеет возможность определиться с будущей специальностью."
Отзыв родителя ученика 7 класса Курдюкова М.
«Проект «Билет в будущее»- познавательный проект, который позволяет школьникам самостоятельно подходить к выбору профессий. В современном мире важно знать о востребованных профессиях, поэтому считаю, проект дает такую возможность»
Ковалева Анастасия, 9 класс
«Программа « Россия – мои горизонты» и вправду помогает, я сначала сомневалась и точно не могла определиться, но пройдя тесты и посмотрев видеоролики я определилась. Оказывается, много профессий, о существовании которых я даже знала.. В видеороликах, почти наши сверстники и делиятся своим опытом и рассказывают о том, куда хотят поступить. Эта программа очень нужная и полезная для учеников.И если сложно определиться, то следует обращаться к ней»
Юдина Л.И.
Я, Юдина Любовь Ивановна, педагог-навигатор МБОУ Заветинской СОШ № 2. В школе у нас два педагога-навигатора. Я веду внеурочные занятия у обучающихся 6, 7. 9 классов. Я работаю педагогом-навигатором с 1 сентября 2024года, однако узнала о проекте гораздо раньше, в 2021 году. Как и большинство учителей прошла курсы обучения на платформе «Билет в будущее».
Работа на проекте- занятие интересное и увлекательное. «Билет» разработан очень грамотно, каждое занятие продумано до мелочей. У меня не возникало никаких сложностей с подготовкой к ним. И если первоначально трудно было разобраться во множестве направлений проекта, то после пройденного обучения все стало на свои места.
У проекта большое будущее, не зря он так называется. Уже сейчас он увлёк большое количество детей, а со временем, когда станут доступны все направления и отработаны некоторые технические шероховатости, я думаю, он соберет еще больше увлеченных детей и педагогов.
Я работаю в сельской школе, где бывают проблемы с выходом в интернет, у детей поменьше возможностей в плане реализации, поэтому для нас «Билет в будущее»- очень большой помощник. К сожалению, как и большинство жителей удалённых районов, мы не можем присутствовать на профпробах, которые проходят непосредственно на предприятиях. Это, наверное, единственный минус. В этом плане нам очень помогают профпробы, разработанные для прохождения в классе. Это одно из самых интересных и увлекательных занятий. Дети с большим удовольствием проходят профпробы, да и нам, педагогам, они тоже очень нравятся. Несмотря на большую, чем ученики, осведомленность в плане профессий, нам тоже есть чему поучиться. Мы вместе с детьми узнаем о новых профессиях и погружаемся в мир новых открытий.
Полезными для обучающихся являются и грамотно созданные диагностики, они выстраивают профессиональную траекторию от простого к сложному: от направления «Мои профсреды» до выбора определенной профессии «Мои возможности».
Очень хорошо продуманы внеурочные занятия «Россия-мои горизонты». Помимо интересных сведений, полезными для детей являются видео, на которых профессионалы увлеченно рассказывают о своей работе и о различных видах деятельности. На занятиях дети не скучают, изучая видео или слушая монотонный рассказ учителя, они играют, выполняют задания, участвуют в беседе, спорят и рассуждают. Поэтому помимо профориентационных навыков, ученики расширяют свой кругозор, узнавая много нового, открывают для себя не только мир профессий, но и возможности , и огромный потенциал нашей страны.
Исходя из вышесказанного, хочу сказать, что Билет в будущее» - замечательная платформа, большое спасибо её создателям за плодотворную работу, я уверена , что за этим проектом- будущее!